Содержание
Перемещение различных грузов с применением специального оборудования является главным отличием такелажных работ от погрузочно-разгрузочных. Что относится к такому типу оборудования? Какие задачи оно призвано выполнить? Техника безопасности при выполнении такелажных работ – ответы на эти, и многие другие вопросы, дает приведенная статья.
Что такое такелажное оборудование и оснастка, их основная задача
Комплекс механизмов, предназначенных для подъема, перемещения, удержания и опускания габаритных, тяжелых и других сложных грузов называется такелажным оборудованием.
Технические средства, предназначенные для увязывания, закрепления, захвата, подъема и перемещения различных грузов, ручным или механизированным способом, называются такелажной оснасткой.
Повышение эффективности работы человека, а не его полная замена является основной задачей этих механизмов и приспособлений.
Виды такелажной оснастки
Подобных приспособлений много, и каждое решает определенный набора задач. Наиболее часто используются несколько видов, которые условно разделяют на мягкий и жесткий такелаж. К первым относят:
- канаты (тросы);
- чалки;
- цепи.
Мягкие модели применяют для непосредственно подъема и перемещения любых видов груза.
Виды жесткого такелажа:
- скоба;
- талреп;
- коуши;
- рым;
- зажимы;
- крюки;
- карабины;
- соединитель цепи;
- вертлюг;
- блок;
- полиспаст;
- домкрат.
Жесткие приспособления обеспечивают нормальную работу мягких моделей такелажной оснастки.
Следует подробнее остановиться на обоих видах приспособлений.
Канаты
Набор нитей или проволок, свитых в жгут, называется канатом или тросом. По типу материала изготовления, их разделяют на такелаж из капрона, пеньки или стали. Пеньковые канаты используют редко из-за их низкой прочности, чаще применяют варианты из стали или полимеров.
Чалки и цепи
Приспособление, состоящее из одного троса с петлями на концах, или нескольких тросов с крюками на одном конце, и общего кольца на другом, называется, соответственно, петлевой или ветвевой чалкой. В зависимости от материала исполнения, чалки бывают полимерными или стальными. Есть вариант похожей оснастки, представляющий собой цепь с крюком и кольцом на разных концах. Приспособление может быть одиночным или состоящим из нескольких ветвей.
Жесткий такелаж
Большая группа оснастки, включающая в себя различные варианты крепежа и захватов. В неё входят:
- Скоба такелажная – стальной стержень, согнутый в виде буквы «U», края которого соединены одним из двух вариантов поперечного элемента. Первый – штырь с резьбой, проходящий сквозь оба конца скобы, и вворачиваемый в резьбу, имеющуюся на одном из её краев. Второй – болт, также проходящий сквозь оба конца элемента, и фиксируемый гайкой снаружи, которая законтривается шплинтом.
- Талреп – стальная рамка в виде сильно вытянутого овала, имеющая резьбу разного направления на своих краях. Имеет 4 варианта компоновки головок, регулирует силу натяжения мягкого такелажа. При вращении рамки, головки начинают сдвигаться друг к другу, натягивая закрепленный на них такелаж.
- Коуш – стальная пластина, отформованная в виде желоба, и согнутая по форме капли, круга или треугольника со скругленными углами. Вставляется в петлю троса или каната, для защиты их от перелома, затем петля фиксируется, и коуш теряет возможность выпасть из неё.
- Рым-такелаж – болт или гайка, имеющие, приваренное к их головкам, металлическое кольцо. Используются при формировании точек крепления мягкого такелажа.
- Зажим тросовый – применяется для создания петель на канатах, либо при объединении нескольких тросов в одно целое. Может быть неразъемным, в виде опрессовываемой трубки, либо разборным, состоящим из нескольких частей. Один вариант – две пластины, сжимаемые резьбовой парой. Второй тип – U-образная скоба, имеющая резьбу на краях, вставляемая в стальной корпус. При установке такого зажима, закрепляемые концы тросов укладываются в скобу, сверху надевается корпус, а на резьбовые края навинчиваются гайки. При затяжке гаек, скоба и корпус движутся навстречу, «намертво» стягивая соединяемые концы троса.
- Крюк – основной вид захватного жесткого такелажа, предназначенный для присоединения к мягкой оснастке. Имеет множество вариантов исполнения, как по форме, так и по применению. В такелаже широко используются крюки с возможностью закрывания зева, и вертлюгом между скобой и проушиной.
- Карабин – один из вариантов соединительной оснастки. Представляет собой замкнутый стержень овальной или грушевидной формы, у которого одна сторона открывается внутрь при нажатии на неё. После отпускания, элемент снова замыкается под действием возвратной пружины. Некоторые модели карабинов имеют навинчиваемую на стык муфту или гайку, защищающую оснастку от случайного раскрывания. Существуют винтовые модели, у которых зев раскрывается и закрывается вращением муфты или удлиненной гайки.
- Соединитель цепи – представляет собой звено цепи, с концами, разведенными в разные плоскости. Используется при соединении в одно целое, нескольких цепей с одинаковыми размерами звеньев. Соединитель устанавливается на стыкуемые цепи, концы пригибаются друг к другу, и завариваются.
- Вертлюг – соединительный элемент, состоящий из двух частей, установленных на общем валу, позволяющему им вращаться относительно друг друга. Это могут две вилки, две петли или любые другие компоновки элементов. Применение вертлюга позволяет упростить ориентацию груза относительно такелажной оснастки, не допуская перекручивания строп, канатов, цепей.
- Блок – такелажная оснастка роликового типа. Состоит корпуса, оси и ролика, чаще всего, в состав блока входит вертлюжный крюк. Трос, канат или цепь, пропущенные через ролик блока, несколько увеличивают стартовое усилие, изначально прилагаемое для такелажных работ.
- Полиспаст – это два такелажных блока, состоящих из равного набора роликов, соединенные одним тросом. Простейшее грузоподъемное приспособление, предназначенное для ручных такелажных работ. В зависимости от числа и размеров роликов, может многократно увеличить простое мускульное усилие человека. Чаще других вариантов, один из блоков полиспаста, снабжается вертлюжным крюком.
- Домкрат – ручной инструмент, предназначенный для подъема, фиксации и опускания тяжелых грузов на небольшую высоту. По типу активного элемента, приспособления бывают механическими, гидравлическими, пневматическими. У «механики» привод разделяется на винтовой, реечный, клиновой.
Все виды жесткого такелажа, предназначенные для фиксации, либо пропуска строп, тросов и другой мягкой оснастки могут применяться в единичных схемах или в комплектах.
Такелажное оборудование
При работах по подъему, перемещению, фиксации и опусканию грузов применяются машины и механизмы, имеющие различные двигатели. Они относятся к такелажному оборудованию:
- лебедки;
- тали;
- тельферы;
- краны;
- спецплатформы.
Применение того или иного типа такелажного оборудования определяется весом, с которым придется работать, и поставленными задачами в его отношении. Например, небольшие грузы может поднять, зафиксировать и переместить обычный тельфер. Для аналогичных действий с более тяжелыми грузами необходим уже козловой кран.
Контроль оснастки и оборудования
В связи с постоянной работой по поднятию и перемещению грузов, такелажная оснастка и оборудование требуют постоянного контроля над их состоянием. Он осуществляется в установленные нормативными документами сроки и проводится по специальным методикам.
Техническое освидетельствование такелажа проводится специально обученным персоналом, имеющим допуск к его проведению. Это инженерно-технический работник, на которого возложены соответствующие обязанности.
Работники, занятые эксплуатацией такелажа, обязаны иметь необходимую квалификацию, проходить периодический медосмотр. Специалист должен знать возможности конкретного вида оснастки или оборудования, уметь сопоставить функционал такелажа с видом предстоящих работ. Контроль правильности проводимых действий возлагается на старшего группы или бригадира.
Ключевым параметром нормальной работы такелажного оборудования и оснастки является высокое качество их изготовления, правильность эксплуатации и высокий уровень знаний исполнителей работ.