Канат или трос – конструкция в виде набора проволок или нитей, свитых особым образом. Чем большее количество нитей или проволок свито в один канат, тем выше его грузоподъемность, но при этом канат становится толще и тяжелее.

Виды канатов

В такелажных работ применяется три основных вида канатов, разделяемых по типу материала изготовления:

  1. Из растительных волокон. Широко распространены два вида тросов из таких нитей – пеньковые и джутовые. Пеньковые делают из стеблей конопли, выдержанных в воде, и скрученных специальным способом – получаются прочные нити, хорошо выдерживающие воздействие морской воды. Джутовые канаты делают из волокон джута, скрученных похожим способом.
  2. Стальные тросы – изготавливают аналогично растительным видам, только вместо волокон, скручивают проволоки из стали с высоким содержанием углерода. Такой материал стоек к коррозии, но проволоки этих тросов дополнительно смазывают антикоррозийным составом. Этот вид канатов имеет сердечник – центральный стержень, как правило, пеньковый, вокруг которого обвивают проволоки.
  3. Синтетические виды – изготавливают из полимерных материалов. Такие тросы способны выдержать нагрузку, аналогичную той, которую «держат» пеньковые тросы, при этом, будучи тоньше в диаметре, и легче по весу. К тому же, синтетика не подвержена гниению и воздействию морской воды. К минусам синтетических материалов относят их способность к разрушению при воздействии прямых солнечных лучей.

В связи с тем, что такелажные работы напрямую связаны с подъемом и перемещением тяжелых и крупногабаритных грузов, при их производстве чаще всего, применяют стальные тросы, ввиду их высокой надежности и прочности.

Описание

Стальные тросы общего назначения выпускают по ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные», а для каждого такелажного изделия, в состав которого входит трос, существует отдельный нормативный документ. Каждый канат имеет заводские документы, с отметками об испытаниях, указанием изготовителя, длины и веса троса.

Кроме классификации по материалу изготовления, канаты разделяют по другим параметрам, один из них – свивка. По этому показателю тросы разделяют на:

  • одинарные – свивают из проволок;
  • двойные – свивают из одинарных;
  • тройные – изготавливают из двойных.

Одинарные тросы, при их использовании для свивки двойных моделей, называют прядями.

Различают канаты по касанию проволок между слоями:

  • ТК – точечное касание, трос будет жестким, но быстроизнашиваемым;
  • ЛК – линейное касание, канат гибче, износ меньше;
  • ТЛК – точечно-линейное комбинированное;
  • ПК – полосовое касание.

Имеет значение количество проволок в пряди, и число самих прядей в тросе. В такелаже, в основном, применяются канаты из 19-ти, 37-и, или 61-ой проволоки, собранных в 6 прядей. Количеством проволок определяется гибкость модели – чем больше проволок, тем гибче трос.

Различным бывает и сердечник троса – он может быть пеньковым (обозначается ОС), или металлическим (МС). Наличие внутреннего стержня придает модели большую гибкость.

Некоторые аспекты применения канатов

Стальные тросы широко используются в различных видах грузоподъемных приспособлений – они работают в кранах, лебедках, стропах, вантах, расчалках. На каждый вид такого оборудования существует свой нормативный документ. Например, при использовании с блоками, канат должен плотно ложиться в «ручей», не сплющиваясь, и не «перекатываясь» свободно.

Канаты для такелажа, в любом исполнении, регулярно обслуживают и проверяют. Содержание каната производится в определенной последовательности:

  • сначала трос очищают щеткой, смоченной керосином;
  • после очистки, канат осушают ветошью;
  • на чистый и сухой металл наносят антикоррозийный состав, дополнительно обладающий смазочными свойствами, например, «Торсиол-35М» или «Торсиол-55».

После изготовления каната, завод производит его первую поверку, прикладывая нагрузку в соответствии с требованиями нормативных документов. Дата проведения заводских испытаний служит точкой отсчета межповерочного интервала, по окончании которого трос необходимо испытать снова. Методика проверки включает в себя:

  • визуальный осмотр – канат проверяют на наличие неправильной волнистости, выдавливания прядей или проволок, перегиб, перекручивание или залом. Осмотром определяют наличие перетершихся наружных проволок – если их больше 40% от первоначального числа, трос выбраковывают.
  • проводят проникающую дефектоскопию – специальным прибором «просвечивают» трос на наличие внутренних повреждений: потеря сечения металла более, чем на 17,5% приводит к выбраковке каната;
  • при отсутствии повреждений структуры троса, его устанавливают на специальный стенд, которым проверяют канат, прикладывая к нему испытательную нагрузку – например, для такелажных работ это усилие составляет 1568 МПа, в единицу времени.

Обязательным условием должно быть закрепление концов канатов – их фиксируют особым способом, исключающим самопроизвольное выскальзывание. В некоторых случаях, на концах тросов создают узлы, в других вариантах – счаливание, широко применяются зажимы. Чаще всего, это клиновые зажимы, позволяющие создать разъемные петли или соединения.

Такелажные тросы, после изготовления, хранят намотанными на деревянные барабаны или на стальные катушки, используемые как возвратную тару. На стройплощадке или месте работы, тросы хранят под навесом.

По назначению, стальные модели разделяют на два типа:

  • грузолюдные (ГЛ), используют для транспортировки персонала (лифты, подъемники);
  • грузовые (Г) – для работы с грузами.

Представленные обозначения обязательно указывают в маркировке троса.

Пеньковые варианты легче стальных, но усилие «на разрыв» у них меньше, поэтому их применяют как стропы и оттяжки при работе с небольшими грузами, а также там, где применение металла невозможно. Этот вид канатов разделяют на пропитанные горячей смолой, и без такой пропитки. В зависимости от назначения и отделки, пеньковые канаты бывают:

  • высокопрочными;
  • специальными;
  • повышенной прочности;
  • обыкновенные.

Тросы этого типа хранят в бухтах, в сухих, закрытых от солнечных лучей, и других воздействий атмосферы, помещениях. Если помещение отапливается, то бухты канатов должны храниться не ближе 1м от приборов отопления.

Есть три основных вида искусственных канатов – полиамидные, полипропиленовые и полиэстеровые. Полиамидные изготавливают из целой группы пластмасс – нейлон, селон, рилсан, капрон и др. Полипропиленовые модели славятся своей прочностью – она выше, чем у любой другой «синтетики». Полиэстеровые тросы иногда по-другому называют полиэфирными – из всех типов искусственных моделей, они единственные обладают высокой стойкостью к солнечным лучам. Это три основных типа синтетических вариантов, но существуют и другие типы, например, кевлар-арамидные, однако все они очень дороги в производстве, и широкого применения не нашли. Искусственные модели тоже разделяют по усилию на разрыв:

  • обыкновенные;
  • повышенной прочности;
  • высокопрочные.

Искусственные канаты хранят в бухтах, или наматывают на деревянные барабаны.