Не всегда груз может поместиться в кузов автомобиля из-за своих размеров или веса. Чтобы перевозки таких отправлений не привели к хаосу на дорогах, существует специальный раздел в ПДД РФ и другие нормативные документы. Что относят к крупногабаритному и/или тяжеловесному грузу, как их перевозить, существующие нормы и правила.

Погрузка тяжеловесного груза

Термины и определения

Перевозка сложных грузов требует особого подхода – необходимо подобрать спецтранспорт, выбрать маршрут, получить разрешение, обозначить автомобиль специальной маркировкой. Сделать это всё сложно, если не знать основные требования и правила. К негабариту могут быть отнесены:

  • спецтехника;
  • водные суда;
  • сельхозтехника;
  • строительные машины и оборудование;
  • большие резервуары.

Основным критерием отнесения груза к нестандартному, служит невозможность его разборки или разделения на более мелкие части.

Все нестандартные отправления разделяют на два вида:

  1. Тяжеловесный – груз, который вместе с весом перевозящего транспорта, превышает допустимые нормы. Например, одиночный 5-ти осный автомобиль с грузом не должен весить более 38 тонн, автопоезд с 6-ю осями – не более 44 тонн.
  2. Крупногабаритный – когда размеры перевозимого отправления, совместно с перевозящим автомобилем, превышают допустимые. Одиночный транспорт не должен быть длиннее 12 метров, автопоезд – не более 20 метров. Сзади автомобиля выступание груза допускается не более, чем на 2 метра, ширина транспорта с грузом не должна превышать 2,55 м. Ограничение по высоте – не более 4 м.

Высотный габарит измеряют от поверхности дороги до самой высшей точки груза. Все необходимые нормы и требования по перевозке нестандартных грузов указаны в приложениях 1и 2 к Постановлению Правительства от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок…».

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Требования ПДД и других нормативных документов

Перевозки нестандартных грузов проводились и проводятся давно, и требования к ним отображаются в ПДД. Согласно пункту 23.3 Правил дорожного движения РФ, есть ряд условий, которые нужно соблюсти, чтобы перевезти нестандартное отправление:

  • груз не загораживает обзор водителю;
  • загруженный автомобиль не стремится к опрокидыванию;
  • груз не перекрывает видимость светоотражателей, устройств опознавания и освещения, сигналов, подаваемых руками;
  • объект перевозки не шумит, не пылит, не портит дорогу, не вредит окружающей среде.

Если хоть одно из этих требований не исполнено, то транспортировка запрещается. Такие ситуации, возникшие в пути, должен устранять водитель, если это невозможно, то движение необходимо прекратить, чтобы не получить штраф.

Пункт 23.4 ПДД требует устанавливать на транспорт, перевозящий нестандарт, специальный знак – «Крупногабаритный груз». Он представляет собой квадрат со сторонами длиной 40 см, заполненный диагональными, чередующимися полосами красного и белого цвета. При движении ночью или при плохой видимости, знак дополняется световозвращателем или фонарем белого цвета спереди и красным аналогом – сзади. Если груз превышает установленные габариты – больше 20 м по длине, 2,55 м. по ширине, и 4 м по высоте, то к знакам негабарита добавляются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета.

Основной документ, регулирующий доставку нестандартных отправлений – Инструкция Минтранса и МВД РФ по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.1996 (с изменениями на 12.11.2012). Все остальные действия по перевозке нестандартных грузов осуществляются в соответствии с различными приказами Минтранса, основанными на требованиях федерального закона ФЗ № 257 «Об автодорогах и дорожной деятельности..».

Подбор транспорта и автомобилей прикрытия

Согласно Приказу Минтранса № 343, транспорт, перевозящий нестандарт, должен соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ и технического регламента Таможенного союза. Автомобиль оснащается системой автоторможения, и двумя противооткатными упорами. На каждой стороне кабины располагают не менее двух зеркал заднего вида, в которые должна быть видна хвостовая часть транспорта.

Для повышения безопасности транспортировки, отправление должны сопровождать автомобили прикрытия. Его осуществляют специальные машины, имеющие раскраску кузова в виде наклонных, чередующихся желтых и оранжевых полос, проблесковые маячки и знаки-таблички «Большая ширина» или «Большая длина» на крыше, или патрульные автомобили ГИБДД. Право выбора типа автомобилей прикрытия, а также решение о необходимости их предоставления принадлежит Госавтоинспекции.

Сопровождение перевозки автомобилем прикрытия обязательно, если:

  • ширина ТС превышает 3,5 м;
  • длина автомобиля с прицепом (прицепами) более 24 м;
  • в других случаях, указанных в графе «Особые условия движения» разрешения на перевозку.

Один из автомобилей прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10-20 м от перевозящего нестандарт транспорта, немного выступая за габарит сопровождаемой перевозки. Второй автомобиль прикрытия движется сзади транспорта без выхода за его габарит.

В сопровождении перевозки нестандарта, участие патрульного автомобиля ГИБДД необходимо, если:

  • ширина транспорта превышает 4 м;
  • автопоезд длиннее 30 м;
  • сопровождаемый автомобиль, вынужденно занимает хотя бы часть полосы встречного движения;
  • при перевозке возможно возникновение необходимости оперативно изменить организацию движения для обеспечения безопасности;

В других случаях сопровождение транспортировки патрульным автомобилем ГИБДД назначается исходя из условий движения, дорожной обстановки, интенсивности и состава потока автомобилей.

Разработка и согласование маршрута

Одним из ключевых условий, необходимых для получения разрешения на перевозку от ГИБДД и органов власти, является составление маршрута движения. Его разрабатывают с учетом характера местности, возможных осложнений для движения – наличие и пропускная способность мостов, путепроводов, и других искусственных сооружений, погодных условий. Если перевозящий транспорт занимает больше 5 метров в ширину, он длиннее 35 метров, габарит по высоте превышает 4 м, то транспортировка допускается только после составления и утверждения проекта организации движения по маршруту. Методика его формирования указана в Приказе Минтранса № 343.

Разрешение на перевозку

Статья 31 федерального закона ФЗ № 257 «Об автодорогах и дорожной деятельности..», требует наличия у перевозчика негабарита специального разрешения. Его выдает управление дорог того региона РФ, с территории которого начинается перевозка, после получения от перевозчика соответствующего заявления. К запросу прилагают:

  • копии документов на транспортное средство;
  • схему транспорта с отображением размещения груза;
  • технические требования к транспортировке;
  • копию документа, подтверждающего уплату госпошлины.

Более подробно порядок получения разрешения расписан в Приказе Минтранса № 258. Процесс согласования документов и выдачи разрешения на перевозку занимает от 24 часов до 1 месяца. В разрешении на перевозку могут отказать, и этот факт необходимо учитывать. Основаниями для запрета транспортировки чаще всего становятся:

  • небезопасность перевозки;
  • существует возможность разборки отправления на более мелкие части;
  • ошибки в составлении заявления;
  • неполный набор документов.

Если получить разрешение от Росавтодора не удалось, то перевозка нестандарта запрещена. Попытка выполнить перевозку без разрешения, может закончиться штрафом. В статье 12.21.1 КоАП РФ, указаны размеры штрафа, и за какие нарушения наказываются все участники – водитель и его руководители.

Перевозка

Скорость перевозки устанавливает ГИБДД, учитывая требования других организаций, давших согласие на ее проведение. По дорогам, она не должна превышать 60 км/час, а по мостам и другим ИС на дорогах – 15 км/ч. При этом скорость движения может иметь переменный характер на всем протяжении маршрута перевозки.

При перемещении нестандартных грузов запрещено:

  • отклоняться от маршрута;
  • превышать указанную скорость;
  • двигаться во время гололеда, или при видимости меньше 100 м;
  • ехать по обочине, если это не предусмотрено разрешением;
  • останавливаться на стоянках, не предусмотренных маршрутом;
  • продолжать движение при возникновении неисправности автомобиля;
  • выезжать в рейс без разрешения, с просроченными, или неправильно оформленными документами, при отсутствии в них подписей должностных лиц, указанных в разрешении;
  • вносить несогласованные изменения в разрешительный документ.

Если грузоотправитель или перевозчик не знают как правильно оформить необходимые документы, то лучше обратиться к юристам.

Перевозка нестандартных грузов – процесс сложный, предъявляющий особые требования не только к уровню подготовки водителя и автомобиля, но и к множеству других факторов. Штрафы за неправильную перевозку негабарита и тяжеловеса, весьма серьезны, и лучше сделать все в соответствии с законом.